Устная речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. Устная речь у нормально слышащего формируется на основе её слухового восприятия и подражания. Для формирования речи большое значение имеет развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов.
Поражение слуха является препятствием для становления речи и ведет к нарушению нормального развития устной речи. При нарушении слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания. Устная речь детей с недостатками слуха характеризуется не только большим количеством дефектов в произношении звуков речи, но и нарушением ее ритмико-интонационной структуры.
Важным и трудным разделом формирования произношения является слитность произнесения слогов в слове, слов в предложении, синтагме, так как связана с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое является основой в работе над голосом, звуками речи. Эта часть работы над произношением считается наиболее трудной.
Для нормальной речи необходим длительный, экономичный выдох. Это условие часто представляет определенную трудность для многих слабослышащих детей младшего школьного возраста, так как они еще не умеют управлять работой дыхательных мышц и, тем более, работой мышц артикуляционного аппарата, для правильного функционирования которого большое значение имеют напряженность и расслабленность мышц. У детей с речевыми нарушениями мышцы тела очень напряжены, поэтому их необходимо научить элементам саморасслабления при произнесении тех или иных звуков.
Учитывая предъявляемые требования к произношению, а именно: слитность произношения слов голосом нормальной высоты и силы с соблюдением звукового состава, правильное ударение и выделение ударного слога, выражение в речи различной интонации, все методические приемы обучения детей с недостатками слуха должны быть направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах и фразах;
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
По методу биологической обратной связи проведены занятия с 18 детьми в возрасте от 9 до 15 лет. 9 человек имеют нейросенсорную глухоту с остатками слуха, 9 человек – нейросенсорную тугоухость III – IV степени. 8 человек имели дошкольную подготовку, 10 человек поступили в первый класс без дошкольной подготовки. Дети имеют разный уровень речевого развития, разный словарный запас. 11 учащихся имеют задержку нервно-психического развития, у всех пациентов отмечается общее недоразвитие речи на фоне поражения слуховой функции. 1 ребенок имеет детский церебральный паралич, 2 человека – синдром гипервозбудимости. У всех детей отмечалось нарушение темпа речи, слитности, нарушение ритмико-интонационной структуры, что являлось следствием не сформированного диафрагмального типа дыхания. У 2 детей, имеющих нейросенсорную глухоту, отмечалось выпадение гласных звуков, поэтому речь становилась непонятной для окружающих. Кроме того, у детей, особенно с детским церебральным параличом, синдромом гипервозбудимости, глухих отмечалось психоэмоциональное и мышечное напряжение.
С каждым ребенком, в среднем, было проведено по 35 занятий.
Действительно, метод биологической обратной связи является уникальным и может быть успешно применен в качестве методического приема при обучении устной речи детей с недостатками слуха, так как учитывает все требования, предъявляемые к произношению, и предназначен для быстрой и эффективной коррекции речевой патологии.
Метод биологической обратной связи дает возможность индивидуального подхода к ребенку, учитывая состояние его слуховой функции, нервно-психическое состояние, уровень речевого развития и лексический запас, а ребенок имеет возможность видеть результаты своего труда сразу же после сеанса. Снятию психоэмоционального напряжения способствуют также богатый выбор слайдов и музыкальных клипов, которые дети могут выбирать по своему усмотрению.
Следует заметить, что занятия методом биологической обратной связи вызывают особенный интерес у детей с недостатками слуха, так это им действительно интересно, необходимо и важно, а также познавательно, тем самым решаются образовательные и воспитательные задачи.
Э.В.Алёшина